Полезная литература для специалистов
9 января 2024 в 09:29
Буллинг, или травля, — это вид группового эмоционального или физического насилия, которое повторяется систематически и направлено на одного и того же человека. Разные исследования показывают, что более 30% школьников сталкиваются с травлей — это частое явление, но назвать его нормой нельзя.
Уважаемые специалисты, предлагаем Вам несколько полезных источников, которые могут помочь Вам в работе с детьми, проявляющими агрессию по отношению к другим детям.
1. Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка. – автор Анна Корниенко (издательство: Рама Паблишинг, 2023)
Детская агрессия — одна из самых неприятных проблем детского возраста. Ребенок, который ведет себя агрессивно, чаще всего не получает конструктивную помощь. Однако такую помощь не получает и тот ребенок, который стал жертвой агрессивных действий. Отсутствие необходимой помощи приводит к тому, ситуация не только повторяется, но и становится все более запутанной и сложной.
В основе подхода автора лежит идея о том, что сама по себе агрессивная энергия — это важное эволюционное приобретение человечества, она позволяет защищать себя и близких, добиваться целей, а также преодолевать жизненные трудности и собственные ограничения. Главное — научиться этой энергией управлять так, чтобы она носила созидательный, а не разрушительный характер. Именно решению этой задачи — обучить ребенка управлять своей агрессией, перенаправив ее в мирное русло и скорректировав тем самым поведение — и посвящена книга детского психолога Анны Корниенко.
2. Антибуллинг. Дополнительная общеразвивающая программа
по профилактике буллинга для учащихся 11-13 л.
- авторы Алла Шапкина, Светлана Кривцова, Наталья Дятко (издательство: Национальное образование, 2022)
Программа "Антибуллинг" предназначена для работы с учащимися 11-13 лет. В ней собраны бесценные знания о хитрой скрытой природе буллинга, его социальных механизмах, инструментах. Но главное — о его уязвимых точках, знание которых позволяет эффективно справляться с этим явлением. Проведение цикла занятий по программе позволит учащимся приобрести знания и выработать навыки, необходимые для понимания явления буллинга и его своевременного распознавания, оценки степени и формы их собственной вовлечённости в процессы буллинга, своевременного и грамотного вмешательства, необходимого для пресечения буллинга, а также в целом для создания и поддержания позитивных отношений со сверстниками и безопасной атмосферы в классе и школе.
Программа соответствует ФГОС. В данное пособие входят "Дополнительная общеразвивающая программа по профилактике буллинга для учащихся 11-13 лет "Антибуллинг"", а также "Методические рекомендации" к ней. Пособие предназначено для педагогов и психологов образовательных организаций.
3. Травля в школе. Нарративный подход к работе с проблемой – автор Татьяна Жекулина
(издательство: Генезис, 2018)
В настоящее время проблема агрессивного поведения детей в школе приобретает все большую актуальность несмотря на то, что ее стараются не афишировать. Важно осознавать многообразие причин и непростой характер этого явления. Травля в школе может привести к долговременным негативным последствиям, поэтому необходимо как можно раньше выявить ее и предпринять меры для ее устранения.
Автор описывает работу с проблемой травли в рамках нарративного подхода — предлагает программу психологической работы в школе и показывает ее в действии на примере работы с одним из классов и с отдельными учениками обычной средней школы. Книга адресована школьным психологам и учителям.