Отчего так трудно работать с неблагополучными семьями?
Неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.
Чем глубже степень семейного неблагополучия, тем более закрытой для внешнего мира она становится, тем сильнее нарушено поведение детей, тем труднее оказывать помощь такой семье, особенно в условиях образовательного учреждения. Задача осложняется тем, что родители из семей с тяжелой степенью неблагополучия неохотно вступают в контакт (или вообще не вступают), могут игнорировать или демонстрировать открытую враждебность в ответ на призывы педагогов.
Враждебное отношение неблагополучных родителей к педагогам понятно и объяснимо: это обычный внешнеобвиняющий способ реагирования людей, которые чувствуют себя отверженными, отчужденными от «социально позитивного большинства». Демонстрируемые ими враждебность и агрессивность – это постоянные спутники семьи (нередко на протяжении многих поколений), это привычные защитные реакции, помогающие выживать в осуждающем, «враждебном» для них мире.
В то же время педагоги нередко принимают враждебность неблагополучной семьи за показатель «испорченности», за полный отказ от изменений в лучшую сторону. Пороки родителей могут объявляться непреодолимыми, а девиантность детей – закономерным итогом неправильного родительского поведения.
Однако при работе с семьей следует обращать внимание не только на недостатки, которые привели к возникновению проблемы. Мы не можем изменить тяжелое прошлое семьи (алкоголизм нескольких поколений, тюремные заключения, разводы, смерти, тяжелые болезни). Все это уже произошло и наложило отпечаток на поведение членов неблагополучной семьи.
Но работа строится не только на поиске и устранении причин проблемы, но и на использовании ресурсов семьи. Их бывает трудно увидеть; не всегда бывает сразу понятно, как их можно использовать. Это могут быть незаметные на первый взгляд способности и интересы членов семьи, сохранные отношения с другими людьми, любовь между детьми и родителями, ресурсами могут быть и особенности характера, которые могли бы помочь человеку измениться. Часто бывает так, что внутренних ресурсов недостаточно для изменения ситуации. Тогда целесообразно подумать о внешних ресурсах, которые помогли бы семье преодолеть кризисную ситуацию (материальные ресурсы, помощь в трудоустройстве, эмоциональное принятие, своевременная медицинская или психологическая помощь).
Формы работы с детьми из неблагополучных семей
В построении коррекционной работы с детьми положена идея Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Как известно, при определенной внешней помощи любой ребенок делает значительно больше, чем он может сделать самостоятельно, как бы преодолевая пределы возрастного развития. Не только обучение, но и терапевтическая помощь, опирающаяся на зону ближайшего развития ребенка, является крайне эффективной. Ориентация психологической помощи «выше» текущего уровня развития ребенка, а не на уже имеющихся возможностях дает ребенку возможность обратиться к собственным, еще не использованным внутренним ресурсам.
Одним из методов, используемых в коррекционной работе с детьми, является «сказкотерапия». Основной принцип этого метода — духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе — и есть терапия. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает к речевому контакту.
Цикл занятий по «сказкотерапии» позволяет работать над поведенческими проблемами детей, формировать у них навыки общения, социальную адаптацию, снятие детских страхов, тревожности.
Сказки, игры, рисунки составляют существенную часть значимого мира ребенка. Поэтому сочетание в психокоррекционной работе с детьми специально подобранных психотехнических игр, упражнений, а также рисование во многом способствуют ее гармонизации психического здоровья, развития ребенка.
Эффективность терапии искусством с «трудными» детьми объясняется тем, что этот метод представляет собой возможность для решения и выражения внутреннего напряжения, агрессивных чувств в социально приемлемой форме.
Цели игровой терапии — помочь ребенку развить более позитивную «Я-концепцию», стать более активным в своих действиях и поступках, выработать способность к самоконтролю, овладеть чувством веры в себя.
Телесно-ориентированная терапия дает детям информацию об окружающем через телесные ощущения. Использование дидактических игр помогает вызвать у воспитанников потребность в эмоциональном общении посредством сказки.
Развитие коммуникативных навыков «Учимся общаться», используемых в коррекционной работе с детьми, создает условия для становления сферы отношения ребенка, гармонизации отношений с самим собой и другими людьми, его личностных ценностей, самооценки.
Сенсорно-перцептивное развитие детей дошкольного возраста способствует развитию познавательных процессов, исследовательской и творческой активности воспитанников.
Формы работы с родительской группой
1. Информационно – просветительная работа начинается с изучения родителями информации, размещенной в родительском уголке. Здесь в занимательной форме воспитатели и другие специалисты выставляют всю полезную информацию о том, как решать детские проблемы, воспитывать положительные качества у ребенка, подготовить его к школе. Рубрики обновляем ежемесячно: «Нравственно – волевая подготовка детей к школе в семье», «Значение игры в семье при формировании волевых качеств», «Режим в выходные дни» и др.
2. Участие родителей в тематических родительских собраниях с целью осуществления просвещения родителей и повышения их уровня компетентности в области обучения и воспитания детей. На собраниях рассматриваются такие темы как: «Познай себя как родителя», «Воспитание волевых качеств у ребенка»;
3. Чтобы родители выступали не просто как слушатели, но и как активные участники, проводить семинары – практикумы, такие как «Контрольная для родителей», «Знаете ли вы своего ребенка?».
4. Совместное проведение досугов (праздников, развлечений, спортивных мероприятий). Целью такой работы является оптимизация детско-родительских отношений, изучение возможностей детей и поиск путей помощи своему ребенку.
5. Организация работы клуба «Заботливые родители». Целью работы клуба является осуществление тесного контакта между родителями и специалистами детского сада, что способствует приобретению дополнительных знаний родителями в области воспитания и обучения своих детей. Принимая участие в работе клуба, родители начинают более объективно оценивать уровень развития ребенка и возможности его обучения. В работе клуба принимают участие специалисты: логопед, психолог, инструктор по физической культуре, воспитатели. Участники выступления отбирают доступный материал с яркими примерами. Теоретический вопрос обычно готовят воспитатели, а практический представляют специалисты. Они демонстрируют видеоматериалы занятий, показывают фрагменты индивидуальной и подгрупповой работы с детьми, представляют наглядные пособия, которые легко изготовить дома для игр и занятий с детьми. По каждой теме воспитатели выставляют печатный материал в родительские уголки.
Данная система работы способствует повышению педагогической компетентности родителей, оптимизации детско-родительских отношений, сближению всех членов семьи.