Родителям о детском суициде
#11-15 лет #15-17 лет #рекомендации психолога в воспитании детей #рекомендации родителям
Уважаемые родители!
В рамках проекта «Факультет родительских наук» БФ «Дорога к дому» компании «Северсталь» Вашему вниманию мы предлагаем информацию по суицидальному поведению несовершеннолетних, важность которой трудно переоценить, ведь нет ничего дороже жизни наших подрастающих детей!
В информации отражены причины и предпосылки развития суицидальных тенденций у детей и подростков, рекомендации по распознаванию признаков надвигающегося детского суицида и способы помощи ребенку, попавшему в кризисную ситуацию, связанную с попыткой лишить себя жизни.
Суицид – это умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Психологический смысл такого явления, чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой человек волей-неволей оказался. Отечественная наука трактует суицид как действия, содержащие в явном или неявном виде намерение лишения себя жизни. Так же существует термин «пубертатный суицид». Им обозначают целое явление, это – подростковые самоубийства.
Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности, которое включает в себя: суицидальные мыли, намерения, высказывания, угрозы, суицидальные покушения и попытки. При истинном суицидальном поведении намерение лишить себя жизни не только обдуманно, но и нередко долго «вынашивается».
Под суицидальными мыслями понимают мысли о смерти, суициде или серьезном самоповреждении.
Суицидальные тенденции — более общее понятие, которое включает как суицидальные мысли, так и суицидальные побуждения, когда человек испытывает позывы к самоубийству.
Общая цель всех свершаемых суицидов – поиск решения. Цель которого состоит в том, чтобы найти решение проблемы, вызывающей интенсивные переживания. Общим стимулом при суициде является невыносимая психическая боль, душевные мучения, страдания и чувство беспомощности. В суицидальном состоянии человек испытывает состояние безнадежности, бессилия, беспросветности, уныния, нередко депрессии.
Что может стать причиной детского суицида?
- Острые конфликты между родителями и детьми – это наиболее частая причина самоубийств у детей.
- Сексуальное, физическое и эмоциональное насилие. Сексуальное и эмоциональное насилие является наиболее частой причиной развития суицидального поведения по сравнению с физическим насилием или пренебрежением в семье.
- Крушение романтических отношений, разлука или ссора с друзьями. Недавнее романтическое расставание в течение трех месяцев, одно из наиболее критических событий, приводящее к самоубийству.
- Запугивание, издевательства (буллинг) со стороны сверстников. Взаимосвязь между запугиванием, унижением и риском самоубийства зависит от пола и по-разному влияет на жертв и преступников. Буллинг редко является единственным фактором, способствующим суицидальному поведению.
- Нежелательная беременность, аборт, заражение болезнью, передающейся половым путем зачастую являются пусковым механизмом к развитию кризисного состояния с суицидальными тенденциями.
- Частые переезды в раннем детстве в возрасте с 11 – 17 лет, независимо от наличия родительского конфликта, также могут усилить суицидальный риск.
- Недавно выявленные психическое расстройство. Риск самоубийства в течении 3 месяцев после постановки диагноза в 10 раз выше при депрессии и расстройствах, вызванных употреблением психоактивных веществ. Повышенный риск попыток самоубийства сохраняется в течении первого года после постановки диагноза тяжелой депрессии и тревожных расстройств.
- Распад семьи, развод или уход одного из родителей из семьи, смерть одного из членов семьи.
В состоянии ребенка | В поведении ребенка |
|
|
СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ!
Риск совершения суицидальных действий выше при наличии в характере ребенка таких черт, как импульсивность, несдержанность, склонность к действиям на основе сиюминутных порывов без достаточного продумывания возможных последствий.
Значительная часть суицидальных попыток совершается не в результате тщательного планирования, а импульсивно и необдуманно, под влиянием сиюминутного порыва.
Что делать если у родителей появились подозрения?
При первых же малейших подозрениях на возможность суицида открыто и деликатно поговорите с подростком, выслушайте его без осуждения и постарайтесь с полной ответственностью вникнуть в его проблему.
- Всеми своими действиями показывайте ребенку, что вы прислушиваетесь к его словам и понимаете серьезность испытываемой боли.
- Дежурные фразы о том, что «всё не так уж плохо» и «всё наладится» не помогают: слыша их, подросток чувствует, что вы не понимаете и не хотите понять и выслушать его.
- Вместо общих фраз лучше сказать: «Ты не одинок. Я готов внимательно тебя выслушать и помочь тебе» или «Возможно, я не способен до конца понять твои чувства, но я твердо знаю, что готов сделать всё возможное, чтобы помочь тебе», «Я ни в коем случае не хочу потерять тебя, давай попробуем вместе справиться».
- Нет необходимости говорить много. Иногда можно вообще обойтись без слов. Просто побудьте рядом и выслушайте рассказ о том, что чувствует ваш ребенок, в чём он сейчас нуждается, как он видит своё будущее.
- Избавьтесь от отвлекающих факторов (выключите телевизор и компьютер), чтобы вас ничто не отвлекало от беседы. Но держите под рукой телефон на случай, если придется вызвать помощь.
- Если ваш ребенок не идет на контакт, задайте ему несколько важных вопросов:
- Тебе сейчас плохо?
- Нужна ли помощь другого человека?
- Могу ли я пригласить кого-либо из твоих друзей?
- Я могу вызвать врача?
- Ты можешь поговорить со мной, через некоторое время?
- За это время ты не станешь причинять себе вред?
Если все-таки ребенок не отвечает на данные вопросы, то, возможно, необходимо обратиться в службу скорой помощи.
Когда подросток скрывает свои переживания от родителей или находятся в оппозиции к ним, то взрослым следует поговорить с его друзьями, их родителями, учителями в школе, спросите, как ведет себя ваш ребенок в школе, в компании сверстников.
Факторы, обеспечивающие защиту от суицидального состояния
- Семья: хорошие, сердечные отношения, поддержка со стороны родных.
- Личностные факторы: развитые социальные навыки, уверенность в себе, умение обращаться за помощью к окружающим при возникновении трудностей, открытость к мнению и опыту других людей, к получению новых знаний, наличие религиозно-философских убеждений, осуждающих суицид.
- Социально-демографические факторы: социальная интеграция (включенность в общественную жизнь), хорошие отношения в школе с учителями и одноклассниками.
СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ!
- Недооценка серьезности чувств и намерений ребенка может привести к непоправимым последствиям.
- Безразличное или пренебрежительное отношение к жалобам подростка способно подтолкнуть его на необдуманный шаг.
- Со стороны взрослых ребенок должен постоянно получать поддержку, особенно в периоды возрастных кризисов и эмоциональных переживаний.
- Родителям необходимо быть внимательным к тревожным знакам и предотвращать серьезные проблемы.
- Устанавливайте с ребенком доверительные взаимоотношения, пронизанные заботой и вниманием к его духовной жизни.