Кризис 3 лет
#1-3 года #рекомендации психолога в воспитании детей
Время летит незаметно и вот вашему крохе уже исполнилось три годика. Он заметно повзрослел и поумнел, с ним уже проще о чем-либо договориться. Сейчас для него наступает достаточно важный период – начинает формироваться его личность. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ «Я». Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Кризис 3 лет «Не хочу! Не буду! Я сам!»
Капризный, упрямый, непослушный. Такую характеристику чаще всего дают детям, с которыми трудно стало справляться, так завершается ранний возраст, кризисом 3 лет. Ребенок осознает себя, как отдельного человека, отличного от взрослого, желание все делать самому.
Выготский Л.С. выделяет 7 характеристик кризиса
- негативизм – негативная реакция не на само действие, которое ребенок отказывается выполнить, а на требование или просьбу взрослого (реакция не на содержание действия, а на само предложение, исходящее от взрослого);
- упрямство – реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что хочется, а потому, что он требует, чтобы с его мнением считались;
- строптивость – направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве отношений, против принятых в семье норм воспитания, против навязывания образа жизни;
- своеволие – связано с тенденцией к самостоятельности, часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми;
- протест, бунт – частые конфликты с родителями;
- деспотизм – ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя свои требования;
- обесценивание требований взрослых – обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше.
Как вести себя родителям в период кризиса
- Смените тактику общения с ребенком. Признайте, что он взрослый (ну почти!), уважайте его мнение и стремление к самостоятельности.
Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам (как умеет), пусть как можно больше пробует – все, что не опасно для жизни: моет пол, накрывает на стол, стирает.
Для благополучного развития ребенка подчеркивайте, какой он уже «большой». Разговаривайте с ним, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.
- Постоянно предлагайте выбор. Например, в какой одежде он сегодня пойдет гулять (по сезону) и т.д., но как взрослый Вы можете направить ребенка на правильный выбор.
- Определите единый подход в воспитании ребенка всех членов семьи. Чтобы ребенок не думал, почему при маме «нельзя», а при бабушке «можно». Помните, ребенок будет испытывать Вас, и искать слабые места. И делать он это будет на протяжении всего дня. Установите четкие правила (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т.д.). Запретов не должно быть слишком много. Проявите терпение и твердость.
- Старайтесь сохранять спокойствие при капризах. Пик кризиса – это истерики, как правило «на людях». Часто это магазин. На ультимативное требование говорите твердое «Нет!». И постарайтесь как можно быстрее увести ребенка из магазина, лишить его публики. Главное, сохранить внешнее спокойствие и бесстрастность – как бы тяжело это ни давалось.
- Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек.
Например, если ребенок отказывается, есть, не настаивайте, посадите мишку за стол и пусть малыш его кормит, но мишка хочет, есть по-очереди – ложка ему, ложка ребенку. Обыграть можно многое: поездку в машине, умывание, одевание. Сделайте общение с ребенком своего рода игрой. В этом возрасте ведущая деятельность – игра.
Игра – путь детей к познанию мира.
Как не надо вести себя родителям во время кризиса
- Постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для Вас проявления его самостоятельности;
- Не говорить "да", когда необходимо твердое "нет";
- Не пытаться любыми путями сгладить кризис, помня, что в результате его у ребенка может повыситься чувство ответственности;
- Не приучать малыша к легким победам, давая повод для самовосхваления: потом любое поражение для него станет трагедией. И в то же время не подчеркивать свою силу и превосходство над ним, противодействуя ему во всем, это приведет или к безразличию во всем, или к разным видам завуалированного мщения исподтишка;
- Не стоит пугаться кризиса, его нужно принять. Ведь кризис этого возраста как раз способствует становлению целостной личности. Постарайтесь пережить этот непростой период с минимальными потерями во взаимоотношении с ребенком;
- Чтобы кризис прошел благополучно, любите ребенка, уделяйте ему достаточно внимания.