Когда ребёнок начинает материться
Когда ребёнок начинает материться — это не просто «плохое поведение». Это обращение к миру. Сообщение, зашифрованное в неудобном слове. И если мы умеем его расшифровывать — перед нами открываются удивительные вещи.
Представьте: Вы заходите в комнату, а ваш ребёнок с серьёзным видом бросает то самое слово на букву "б...ь".
Вариантов реакции много:
— «Ты что сказал?!»
— «Ты офигел?!»
— «Повтори ещё раз, что ты сказал???»
А у ребёнка внутри в этот момент — целая буря. Он не просто говорит слово. Он пробует влиять на нас, исследовать мир взрослых, доказывать свою взрослость, привлекать внимание.
Ведь ребёнок разного возраста говорит матом по разным причинам :
- До 3 лет — просто «повторюшка».
Как только малыш видит, что слово вызывает бурю эмоций — оно становится магическим. А если взрослые ещё и смеются — всё, зафиксировалось в голове: это весело, это внимание. И не говорите потом, что он «сам это придумал».
- 4–5 лет — уже не просто слово, а способ протеста.
«Мне что то не нравится — я так скажу». Это возраст: «Я – отдельный человек, а не только «мамочкин ангелочек». Тут мат работает как мегафон: «Послушайте уже меня! Я здесь!»
- 6–10 лет — время проб и ошибок.
Ребёнок хочет быть «взрослее» — а мат в его глазах именно об этом.
Не согласен? Бранное слово.
Обидели? Ответ бранью.
Хочется быть «как старшие» — и снова оно.
- 11–14 лет — вступаем в мир подростков.
Мат становится языком принадлежности к группе, способом «не быть лохом», оружием и бронёй одновременно. Подросток матерится не потому, что он плохой, а потому что он ищет себя, место в мире и способ выглядеть сильнее и взрослее, чем он есть.
- 14+ лет — всё относительно стабилизируется.
И если в семье, в окружении, в привычной речи нет культа мата — он постепенно уходит из речи. А если наоборот , мат – форма выражения эмоций в семье, то он с подростком остаётся как фон. Без внутренней цензуры. Без критики. Без фильтров.
Мат — это не вирус, который прилетает откуда-то извне. Это зеркало окружающей среды, маркер эмоций, способ самовыражения, инструмент влияния. Вопрос не в том, что сказал ребёнок, а в том: зачем он это сказал? Какова при этом его потребность? А кто был его первым учителем?
Родителям важно не бороться с матом — а понять его причины. Не запрещать, а разговаривать и объяснять. Не стыдить, а помогать справиться с эмоциями — и показывать другие способы их самовыражения.
Материал подготовил психолог службы «Ступени к успеху» (г. Великий Устюг)
благотворительного фонда «Дорога к дому».