hamburger

eye версия для слабовидящих

Портал для родителей и специалистов по работе с семьей и детьми

Факультет родительских наук Дорога к дому
Факультет родительских наук

Портал для родителей и специалистов по работе с семьей и детьми

← ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Когда ребёнок начинает материться

Когда ребёнок начинает материться — это не просто «плохое поведение». Это обращение к миру. Сообщение, зашифрованное в неудобном слове. И если мы умеем его расшифровывать — перед нами открываются удивительные вещи.

Представьте: Вы заходите в комнату, а ваш ребёнок с серьёзным видом бросает то самое слово на букву "б...ь".

Вариантов реакции много:

— «Ты что сказал?!»

— «Ты офигел?!»

— «Повтори ещё раз, что ты сказал???»

А у ребёнка внутри в этот момент — целая буря. Он не просто говорит слово. Он пробует влиять на нас, исследовать мир взрослых, доказывать свою взрослость, привлекать внимание.

Ведь ребёнок разного возраста говорит матом по разным причинам :

Как только малыш видит, что слово вызывает бурю эмоций — оно становится магическим. А если взрослые ещё и смеются — всё, зафиксировалось в голове: это весело, это внимание. И не говорите потом, что он «сам это придумал».

«Мне что то не нравится — я так скажу». Это возраст: «Я – отдельный человек, а не только «мамочкин ангелочек». Тут мат работает как мегафон: «Послушайте уже меня! Я здесь!»

Ребёнок хочет быть «взрослее» — а мат в его глазах именно об этом.

Не согласен? Бранное слово.

Обидели? Ответ бранью.

Хочется быть «как старшие» — и снова оно.

Мат становится языком принадлежности к группе, способом «не быть лохом», оружием и бронёй одновременно. Подросток матерится не потому, что он плохой, а потому что он ищет себя, место в мире и способ выглядеть сильнее и взрослее, чем он есть.

И если в семье, в окружении, в привычной речи нет культа мата — он постепенно уходит из речи. А если наоборот , мат – форма выражения эмоций в семье, то он с подростком остаётся как фон. Без внутренней цензуры. Без критики. Без фильтров.

Мат — это не вирус, который прилетает откуда-то извне. Это зеркало окружающей среды, маркер эмоций, способ самовыражения, инструмент влияния. Вопрос не в том, что сказал ребёнок, а в том: зачем он это сказал? Какова при этом его потребность? А кто был его первым учителем?

Родителям важно не бороться с матом — а понять его причины. Не запрещать, а разговаривать и объяснять. Не стыдить, а помогать справиться с эмоциями — и показывать другие способы их самовыражения.

Материал подготовил психолог службы «Ступени к успеху» (г. Великий Устюг)
благотворительного фонда «Дорога к дому».

Сайт разработан БУ СО ВО «Территориальный центр социальной помощи семье и детям» в рамках проекта «Факультет родительских наук»

Разработано pr-proriv.ru