hamburger

eye версия для слабовидящих

Портал для родителей и специалистов по работе с семьей и детьми

Факультет родительских наук Дорога к дому
Факультет родительских наук

Портал для родителей и специалистов по работе с семьей и детьми

← ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Как формировать у детей самодисциплину

 Не каждый взрослый человек может похвастаться дисциплинированностью. Процесс обучения непрост, и на первоначальном этапе важно дать детям навыки, необходимые для формирования самодисциплины.



 Обеспечивать соблюдение распорядка. У ребенка должен быть ежедневный привычный распорядок, тогда он быстро к нему привыкнет. Зная, чем нужно заниматься в тот или иной период времени, он с меньшей долей вероятности окунётся в другую деятельность. В первое время придется следить за соблюдением графика, а потом ребенок привыкнет и станет следовать ему самостоятельно.


 Объяснять причины вводимых правил. Ребенок должен осознанно делать выбор, и ему важно понять, почему/зачем он это делает. Всегда объясняйте мотив: «Нужно это сделать, потому что…».


 Давать ощущать последствия. Объясняя ребенку важность того или иного действия, предупреждайте о возможных последствиях: «Наденешь лёгкую куртку — замёрзнешь!». И не надо бежать в школу с тёплым пальто! Не стремитесь всюду «подстелить соломку». Последствия могут быть у невыученных уроков, не выгулянной вовремя собаки, несоблюдения режима дня, пропущенных тренировок. Учите детей понимать причинно-следственные связи.


 Помогать формированию привычек. Самодисциплина не формируется за несколько дней, на этот процесс уходят годы. Сначала нужно сформировать дисциплину, используя соответствующие возрасту ребенка стратегии. Чтобы, например, дошкольник мог собраться утром в сад без напоминаний и подсказок, можно визуализировать утренние дела. Или составить расписание с пометками: «нужно сделать» и «выполнено» с местом для оценочных смайликов.


 Отмечать хорошее поведение. Чаще всего хорошее поведение остается незамеченным, а внимание привлекает только нарушение правил. Эту практику нужно прекращать. Хвалите ребенка, поощряйте старание и упорство, помогайте в принятии решений.


 Учить преодолевать трудности. Детям трудно понять, что именно можно сделать по-другому, и для этого им нужна помощь родителей. Учите детей пробовать разные решения до тех пор, пока не придете к нужному результату.


 Подавать личный пример. Дети, особенно маленькие, часто повторяют действия взрослых. Показывайте пример самодисциплины, соблюдайте правила, идите к намеченной цели.

 Пока ребенок мал, вы думаете в большей степени о его комфорте, но настанет время, когда станет понятно, что время для формирования навыков, необходимых для дальнейшей жизни, упущено, и навёрстывать его придётся с максимальными усилиями.

Сайт разработан БУ СО ВО «Территориальный центр социальной помощи семье и детям» в рамках проекта «Факультет родительских наук»

Разработано pr-proriv.ru