Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних из семьи
21 июля 2021 в 09:03
Самовольный уход ребенка из семьи
Нередко родители сталкиваются с проблемой самовольных уходов детей из дома….Что делать? Как быть?
Уходы ребенка из дома влекут за собой серьезные последствия: проводя время без надзора, дети привыкают лгать, бездельничать, воровать. Ребенок легко попадает под опасное влияние и нередко втягивается в преступные и аморальные действия. Попрошайничество, пьянство, токсикомания, ранние и беспорядочные половые связи. В дальнейшем – серьезные правонарушения, асоциальный образ жизни. Кроме того, ребенок сам может стать жертвой насилия.
На самовольный уход влияет возраст и время года. Самый сложный период: весна и осень. А по возрастным особенностям, более подвержены бегству подростки от 10 до 15 лет. Это сложный психологический период для ребенка по многим причинам. Как правило, у несовершеннолетних, совершающих самовольные уходы, наблюдаются проблемы в обучении, им сложно строить взаимоотношения с окружающими. Нередко такие подростки обладают различными психофизическими отклонениями в состоянии здоровья, имеют различные зависимости.
Меры предупреждения, профилактики должны быть направлены не на то, чтобы выждать, когда дети и подростки, оступившись или попав под дурное влияние, совершат проступки, которые могут перерасти в преступление, а на то, чтобы уберечь их от действий начальной стадии, предупредив тем самым совершение правонарушения.
Понятие «Самовольные уходы»
«Самовольные уходы и побеги» несовершеннолетних относят к девиантным формам поведения, не соответствующим общепринятым или официально установленным рамкам. Одна треть детей и подростков, совершающих побеги из дома или учреждения, имеют патологическую основу. Первые побеги обычно совершаются в страхе наказания или как реакция оппозиции, а по мере повторения превращаются в «условно-рефлекторный стереотип».
Классификация самовольных уходов несовершеннолетних
Выделяют четыре типа побегов у несовершеннолетних: эмансипационные, импульсивные, демонстративные, дромоманические (бродяжнические).
- Эмансипационные побеги.
Это наиболее частые побеги (45%). Они совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля родных, от наскучивших обязанностей и понуждений и отдаться «свободной», «веселой», «лёгкой» жизни. Начало этих побегов падает в основном на возраст 12-15 лет. Поводом для первого побега нередко является ссора, столкновение с родителями. Но не страх перед ними, а жажда освободиться от надзора, надоевшего режима, наскучившего образа жизни. Такие побеги обычно совершаются не в одиночку. В 85% этим побегам предшествуют прогулы занятий.
- Импульсивные побеги.
Этот вид побегов составляет 26%. Чаще всего первые побеги были следствием жестокого обращения, суровых наказаний, «расправ» со стороны родных. Побегу может способствовать неправильный тип семейного воспитания – гипопротекция или явное или скрытое отвержение ребенка, воспитание по типу жестокого отношения. Подобные побеги обычно совершаются в одиночку. Во время них всё поведение строится так, чтобы забыться, отвлечься от тяжкой ситуации. Однако повторные побеги становятся стереотипной поведенческой реакцией на любую трудную ситуацию. Возраст импульсивных побегов от 7 до 15 лет.
- Демонстративные побеги.
Эти побеги являются следствием реакции оппозиции и наблюдаются в 20% случаев. Особенность данных побегов в том, что убегают недалеко и в те места, где их увидят, поймают и возвратят. В побеге ведут себя так, чтобы привлечь внимание окружающих. Причина – гиперпротекция, уменьшение внимания со стороны значимых взрослых или необходимость получить какую-либо материальную выгоду или сформировать авторитет у сверстников. Возраст демонстративных побегов 12-17 лет.
- Дромоманические побеги.
Дромомания – редкий тип побегов – 9% случаев. Под дромоманией принято понимать влечение к побегам, скитанию и перемене мест, наблюдается при различных психических заболеваниях. Этим побегам предшествует внезапно и беспричинно изменяющееся настроение («какая-то скука», «тоска»). Возникает немотивированная тяга к перемене обстановки. В побег пускаются в одиночку и только за тем находят попутчиков. Дромомания, характерная для детского и подросткового возраста, но известны случаи, когда, возникнув в детстве, дромомания сохраняется и у взрослых мужчин и женщин, причём женщину не останавливает наличие маленьких детей, здоровье которых во время бродяжничества подвергается опасности.
Основные причины самовольного ухода ребенка из дома:
- Любопытство, стремление познать и испытать как можно больше.
- Переживание «драйва».
- К этому можно добавить стремление переживать напряжение определенного страха. Им хочется переживать нечто подобное, радостно-ужасное по-настоящему.
- Скука.
- Принадлежность к социальной группе («Я как мои друзья»).
- Протест против родителей.
- Стремление уйти от осознания несправедливости мира, разочарований (в том числе в любви), переживания тяжелой утраты (смерти любимых людей).
- Замкнутый круг. Иногда уход из дома становится для подростков единственной возможностью выразить свой протест. Обида вскоре забывается, и подросток готов вернуться, но он боится наказания, которое непременно последует. Ребенок бежит от наказания и боится возвращаться из-за него же, то есть выхода у него нет, и он остается на улице, пока не попадется на преступлении или не станет жертвой преступника.
Важно понимать!
Угроза ребенка сбежать из дома это тоже сигнал, который не должен быть проигнорирован!
Уход из дома – это протест ребенка, его защитная реакция. А в некоторых случаях и манипулирование родителями! Задумайтесь, что же Вы сделали не так?
Уважаемые родители!
Как бы Вы не были заняты на работе, личными делами, помните, что дети – это отражение и продолжение родителей.
Именно Вы несете полную ответственность за своего ребенка до достижения им совершеннолетия!
Ответственность за самовольные уходы из дома
К несовершеннолетним, совершающим самовольные уходы в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» применяются меры профилактического характера и иные меры воздействия в соответствии с законодательством.
Родители привлекаются к административной ответственности в соответствии со ст. 5.35 КоАП РФ в случае ненадлежащего исполнения родительских обязанностей по воспитанию и содержанию детей, а также несвоевременного обращения в полицию с заявлением о розыске несовершеннолетних.
Что могут сделать родители, чтобы предупредить ситуацию уходов и побегов детей из дома
Хорошие родители – это те родители, которые способны построить отношение с ребенком, так чтобы избавить его от разочарований!
- Постарайтесь выстроить с ребенком ПАРТНЕРСКИЕ отношения.
Это значит, что директивный стиль взаимоотношений типа «как я сказал, так и будет» можно забыть. Важно предоставлять информацию и факты, а выводы подросток будет делать сам. Многие «капризы» подростков можно понять и принять, если знать психологическую подоплеку их поведения.
Говорите с ребенком! Начните с малого – спросите у ребенка, как прошел день, что было хорошего, какие проблемы; расскажите про свой день, свои успехи и трудности.
- Все, что для взрослых – полная бессмыслица, для ребенка очень важно!
Подросток хочет, чтобы к нему относились серьезно, воспринимали его как взрослого и самостоятельного человека, уважали его личность, поэтому любое необдуманное слово или действие могут нанести тяжелую рану его душе. Впоследствии ребенок будет воспроизводить свои психологические проблемы во взрослой жизни.
- Старайтесь принимать любые откровения сына или дочери как признак огромного доверия к вам.
Выслушайте подростка всегда, особенно если он хочет поделиться с вами чем-то откровенным. Ни в коем случае не высказывайте категорических суждений в его адрес вроде: «Я предупреждала тебя, что так получится!» Не отбивайте у подростка желание советоваться с вами. И тогда с любой проблемой он прибежит именно к вам, зная, что его поддержат и не осудят.
- Развивайте в ребёнке уверенность в себе, положительное отношения к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт.
Научите ребёнка эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях.
- Общение со сверстниками необходимо подросткам как дыхание.
Они чувствуют себя неполноценными, если это стремление остается нереализованным. Очень важно, чтобы у сына дочери была возможность встречаться с друзьями дома. Даже если у подростка нет собственной комнаты, предоставьте ему «крышу» для общения со сверстниками. И тогда дом для детей станет самым притягательным местом.
- Старайтесь вместе решать, как проводить досуг.
Если свободное время заполнить интересными и полезными занятиями, многие проблемы будут решены. Подростки готовы посещать любые секции за компанию с приятелем или одноклассником. Организуйте такую компанию, пусть даже для этого вам придется заплатить за абонемент друга или подружки. Все-таки бассейн или спортивная секция – это гораздо лучше, чем «беспризорный» досуг. Попробуйте найти время, чтобы всей семьей сходить в кафе, кинотеатр или парк. Запишитесь вместе с сыном или дочкой в спортивный зал или бассейн.
- Контролируйте посещаемость ребенком учебных занятий.
А когда вы были в школе последний раз? Сами? (родительское собрание не в счет). Поинтересуйтесь, как учится в школе ваш ребенок? Что нового в школе? Быть может, планируется проведение школьного мероприятия, на который ваш ребенок, боясь отказа, вас не пригласил?
Установите тесный контакт с классным руководителем и с родителями одноклассников.
- Старайтесь располагать информацией о местонахождении ребенка в любое время суток.
Обращайте внимание на окружение ребенка, а также контактируйте с его друзьями и знакомыми, запишите адреса и телефоны.
- Не разрешайте несовершеннолетним находиться без присмотра взрослых позднее 22 часов
- Проведите с детьми разъяснительные беседы на следующие темы:
- безопасность на дороге;
- что необходимо делать, если возник пожар;
- безопасность в лесу, на воде, болотистой местности;
- безопасность при террористических актах;
- общение с незнакомыми людьми и т.п.
- Никогда не угрожайте подростку, что выгоните его из дома, если он сделает что-то не так.
К примеру, заявление родителей, чтобы дочь не переступала порог дома, если с ней случится беда (ранняя беременность, изнасилование, опыт употребления наркотиков), могут обернуться трагедией. Вообще, подросток воспринимает угрозы как руководство к действию. Боясь, что его действительно выгонят он уходит сам.
- Ни в коем случае не применяйте меры физического воздействия!
Вы только усугубите ситуацию!
Согласитесь, ведь это не требует больших затрат. И вот такие маленькие шаги в сторону вашего дорогого и замечательного чада в конечном итоге приведут вас к тому, что вы обретете самого настоящего и преданного друга.
Угроза сбежать из дома это тоже сигнал, который не должен быть проигнорирован! Когда дети уходят первый раз это еще не болезнь. Но потом желание бродяжничать станет уже необратимым – с ним ребенок не сможет справиться самостоятельно без вашего прямого вмешательства и участия в его жизни.
Не забывайте, что в преодоление кризисных ситуаций, коснувшихся вас и вашего ребенка, всегда помогут специалисты. Чем раньше вы обратитесь за помощью психолога или психиатра, тем больше шансов разрешить проблему ребенка и предотвратить его уход из дома.
Если ребенок ушел из дома, что делать?
Рекомендации родителям
Если ребенок более часа от назначенного времени не вернулся домой и на связь не выходит:
- Не поддавайтесь панике. Ведите себя спокойно и уравновешено.
- Для исключения несчастных случаев обзвонить близлежащие больницы, справочную «Скорой помощи», органы полиции.
- Внимательно проанализируйте поведение и высказывания ребенка за последнее время. Постарайтесь вспомнить, какие обстоятельства предшествовали его уходу.
- Вспомните о последних увлечениях (компьютерные игры, наиболее посещаемые сайты в сети Интернет, музыка, увлечения,
друзей ребенка и настроение его в последнее время).
- Обзвоните друзей вашего ребёнка, разговаривайте не только с детьми, но и их родителями. Попробуйте выяснить, о чем говорил ваш ребенок, каковы были его намерения, настроение в моменты последних встреч с друзьями, знакомыми. Попросите сообщить, если ваш ребенок появится в поле их зрения.
- Позвоните и опросите родственников и знакомых, классного руководителя, поинтересуйтесь информацией о вашем ребёнке. Может быть, они помогут вам сориентироваться в его возможном месте его нахождения.
- Проверьте, какие вещи пропали из дома (одежда или деньги).
- Заявите в полицию о пропаже ребенка сразу же, как только вы поняли, что ребенок не просто задержался, а действительно ушел из дома. Подготовьте документы на ребёнка и его фотографии. Предоставьте сотрудникам полиции как можно больше информации о ребенке. В поисках все имеет значение: привычки, предпочтения, информация о состоянии здоровья, круг общения и др.
- Далее действуйте согласно полученным указаниям от сотрудников полиции.
- При обнаружении пропавшего ребенка самостоятельно, сообщите об этом в полицию.
Если вы обнаружили местонахождение ребенка самостоятельно, не спешите врываться туда и насильно вытаскивать – результат может быть противоположным ожидаемому. Если он находится там не один – побеседуйте со всеми, попробуйте войти с ними в контакт.
Вступите в переговоры с ребенком, выслушайте его и попросите выслушать вас. При разговоре будьте предельно откровенны и внимательны. Дайте ребенку выговориться, не прерывайте его, не упрекайте, даже если это будут сплошные обвинения в ваш адрес. Если вы действительно виноваты, признайте свои ошибки, попросите прощения.
Постарайтесь не обсуждать произошедшее и его последствия, обсуждайте лишь пути выхода из сложившейся ситуации и варианты вашей дальнейшей жизни.
Впоследствии не упрекайте ребенка и сами не возвращайтесь к обсуждению случившегося. Не рассказывайте о произошедшем вашим друзьям, родственникам, соседям. Ведь если ваши отношения с ребенком со временем восстановятся, то в их глазах он надолго останется непутевым.
О самовольном уходе несовершеннолетнего ребенка
необходимо сообщить:
- Единый экстренный телефон помощи – 102/112
(для любых операторов мобильной связи).
Уважаемые родители представляем Вашему вниманию Памятку "Ребёнок ушел из дома ..."