hamburger

eye версия для слабовидящих

Портал для родителей и специалистов по работе с семьей и детьми

Факультет родительских наук Дорога к дому
Факультет родительских наук

Портал для родителей и специалистов по работе с семьей и детьми

← ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ОСОБЕННЫЕ ДЕТИ БОЛЬШЕ ОСТАЛЬНЫХ МОГУТ ОКАЗАТЬСЯ В ОПАСНОЙ СИТУАЦИИ. ДАВАЙТЕ ПОГОВОРИМ ОБ ЭТОМ!

Социологи и психологи Благотворительного Фонда «Дорога к дому» исследуют безопасную среду для особенных детей. 17% опрашиваемых череповчан до сих пор вычеркивают таких людей из жизни, а 52% считают общение с ними психологически тяжелым. Давайте узнаем, что об этом думают специалисты и обсудим тему в комментариях.

Читайте интервью с руководителем проекта «Особенные дети в приемной семье: общественное мнение» БФ «Дорога к дому», преподавателем кафедры социологии и социальных технологий Череповецкого государственного университета Ириной Николаевной Воробьевой.

- Что Вы понимаете под понятием «безопасное детство»?

- На мой взгляд, эта тема достаточно обширна и многогранна, но большая ее часть заключается в безопасной ситуации, которая складывается в семье. Ребенок не должен стать жертвой домашнего насилия и оказаться в социально опасном положении. Второе – его безопасное положение в обществе: в детском саду, в школе, в окружении сверстников и других групп.

Исследовательская часть нашего проекта посвящена выявлению социальной дистанции к детям с ОВЗ/инвалидам и изучению страхов и проблем семей, принявших в семью особенного ребенка и тех, кто только собирается это сделать.

На наш взгляд, особенные дети больше остальных могут оказаться в опасной ситуации.

- Как череповчане относятся к таким детям?

- Население видит, что работа по формированию доступной среды и пропаганда включения ребенка инвалида в общество ведется. Тем не менее, социальная дистанция не сокращается. Есть жители нашего города, которые отрицают близкие, дружеские отношения между здоровыми и особенными детьми, особенно с детьми с психическими отклонениями. Детей с психическими отклонениями общество все также предпочитает видеть в интернатах и детских домах. При восхищении и уважении по отношению к тем, кто принимает в семью особенного ребенка, сами взять особенных детей в свою семью готовы единицы и предпочитают помогать дистанционно: оказывать материальную помощь, покупать одежду, продукты.

Респондентам был задан вопрос: «Как Вы считаете, какие опасения возникают в первую очередь у череповчан, так или иначе задумывающихся о приеме в свою семью ребенка с ОВЗ/инвалида?». При приеме детей с физическими отклонениями на первом месте видятся проблемы материального плана, а вот на втором, что «это тяжело психически, эмоционально» (такой вариант выбрало 52%). При приеме детей с психическими отклонениями психологические, эмоциональные проблемы на первом месте – 67% выбрало данную позицию. То есть потенциально может сформироваться ситуация психологической напряженности, опасности в семье. Зачастую она порождается не только взаимоотношениями родителей с самим ребенком, но и ситуацией неприятия ребенка в близком окружении, отношение родственников, коллег, просто отношение в общественных местах. Эта ситуация тяжелая как для кровной семьи, так и для приемной семьи. Общество с уважением относится к таким семьям. По результатам опроса 53% восхищаются такими людьми, 31% считает такой поступок нормой и только 7% не понимает таких людей, остальные ушли от ответа на вопрос. Но при реальном возникновении такой ситуации в ближайшем окружении может вызвать недопонимание.

- Насколько безопасно обучаться детям с ограниченными возможностями здоровья вместе с обычными детьми?

- В нашем городе 73% жителей считают, что «ни школа, ни общество в целом сегодня не готовы к внедрению инклюзивного, то есть совместного обучения детей с ОВЗ/инвалидов и обычных детей». Обратим внимание, что спектр заболеваний детей с ОВЗ/инвалидностью очень разный. Это могут проблемы, которые практически не заметны для окружающих и не мешают их адаптации в среду учебного заведения. Но многие дети, особенно с проблемами психического развития, отклонениями ментального плана сложно пока вписываются в общую картину обучения. Тяжело и детям с проблемами опорно-двигательного аппарата, к обучению которых не готова городская и школьная инфраструктура. Это осознает и население в целом, 80% жителей Череповца считает, что «городская, жилищная инфраструктура и транспорт в России плохо адаптированы под нужды инвалидов». 57% жителей города считает, что российские школы не приспособлены для детей инвалидов (нет пандусов, поручней и т.д.), 41% выделили, что учителя не обучены работать с такими детьми.

- Что делать в такой ситуации?

- Требуется постоянная работа специалистов как с родителями, ребенком, так и в среде обычных детей. Стереотипы сформированы не только у детей, но и взрослых, ситуация неприятия особенных детей формируется еще в семье. При активной пропаганде инклюзивного образования и внедрения особенных детей в социальную среду, дистанция к ним не уменьшается, а зачастую, наоборот формируется еще больше.

Уважаемые читатели новостей, эту статью мы подготовили не только для информации, но и для обсуждений. Давайте обсудим цифры, которые озвучила Ирина Николаевна. Напишите в комментариях, согласны ли Вы с тем, что общество в городе пока не готово принять особенных детей? Или, возможно, ситуация улучшается? Что сами думаете об этом?

Благодарим Вас за комментарии, они очень важны для нас!

Марафон «Безопасное детство» продолжается. Следите за новостями на лендинге: http://dkd-marafon2021.tilda.ws/ и по хэштегу в социальных сетях #дорога_к_дому_марафон2021.

#Дорога_к_дому

Источник: https://dorogakdomu.ru/

Сайт разработан БУ СО ВО «Территориальный центр социальной помощи семье и детям» в рамках проекта «Факультет родительских наук»

Разработано pr-proriv.ru